PUBLIC - POLITICAL INTERNATIONAL ECOLOGY JOURNAL EDITOR - IN - CHIEF OF THE MAGAZINE: TEYMUR KASAMANLI
Мы все с вами видели величественные грозовые тучи, кот
Юрий Алексеев ЖурналистМеждународное агентство по ат
Минувшую зиму мы, скорее всего, забудем не скоро. Анома
Emily AtkinSimone Senogles, from the Red Lake Nation of Ojibwe in northern Minnesota, speaks of the
Не прекращаются споры вокруг задержавшего браконьеро
Новая модель эволюции Красной планеты предполагает, ч
В своем последнем выпуске прогнозов на ближайшие меся
Министерство экологии Челя
Tarımsal girdi fiyat endeksi (Tarım-GFE), ocakta
Боли в спине, солнечные ожо
В настоящее время идет ката
BYDINA FINE MARONChinese farmers used to raise and
Заповедник «Остров Врангел
by Bob Yirka A trio of researchers with the Okinaw
Это было летом, было утро на
Для актуализации «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» необходимо обозначить проблему гиперконцентрации экономической активности и населения в Московской агломерации и приоритеты развития альтернативных центров, а также ограничить экстенсивное развитие столичной агломерации.
Для решения проблемы оттока людей из глубинки в столицу необходимо снизить уровень централизации в принятии решений, развивать социальную инфраструктуру, а также распространить действие программ «Земский доктор» и «Земский учитель» не только на молодых специалистов. Об этом на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «О депопуляции отдельных территорий, в том числе связанной с переселением людей в крупные городские агломерации, в контексте пространственного развития Российской Федерации» заявили эксперты Института географии РАН.
«Экономические и трудовые мотивы – одни из ключевых в современных внутренних миграциях, а провоцируются они поляризацией рынка труда между сельской местностью, городами разного размера, региональными и федеральными центрами, – сказал эксперт отдела социально-экономической географии ИГ РАН, зам. зав. кафедрой экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Антонов. – При обсуждении проблемы депопуляции отдельных территорий важно думать не столько о том, как привлечь новое население, сколько о том, как удержать от отъезда тех, кто на этих территориях уже живет».
По мнению Евгения Антонова, ключевая задача государственной политики – по возможности сгладить диспропорции на рынках труда между крупными городскими агломерациями и остальной территорией, хотя полностью преодолеть эти различия объективно невозможно. «Важную роль могла бы сыграть разработка и распространение специальных федеральных норм трудового законодательства (сельская местность, малые города) по аналогии с регулированием для территорий Крайнего Севера, – уверен Евгений Антонов. – Важно расширить практику и целевой контингент программ привлечения специалистов в сельскую местность, малые и средние города («Земский доктор», «Земский учитель» и т.д.) путем распространение этих программ и на опытных работников со стажем, а не только на молодых специалистов».
Акцентируя внимание на роли концентрации населения в Московской агломерации, Николай Куричев осветил дифференциацию каналов взаимодействия с ней (постоянные миграции, временные трудовые миграции, приобретение жилья) по регионам России и населенным пунктам разного размера, а также долгосрочные последствия этих процессов для территориальной структуры страны. Он подчеркнул, что экономические стимулы для миграций и неявные каналы субсидирования концентрации населения в столичной агломерации в рамках государственной политики противоречат ее заявленным целям.
«В рамках неизбежной актуализации Стратегии пространственного развития необходимо в явном виде обозначить проблему гиперконцентрации центров принятия решений, экономической активности и населения в Московской агломерации и приоритеты развития альтернативных центров, – сказал эксперт отдела социально-экономической географии ИГ РАН, декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев. – В первую очередь, нужно исключить субсидирование со стороны федерального бюджета дальнейшей концентрации экономической активности и населения в Московской агломерации, включая корректировку проектов и программ развития транспорта и жилищного сектора, устранить эксклюзивные правовые режимы в столичном регионе. В рамках формирования долгосрочной стратегии развития Москвы и Московской области необходимо ограничить экстенсивное развитие агломерации, что соответствует долгосрочным интересам самого города и региона».
Эксперт отдела социально-экономической географии ИГ РАН Ольга Глезер отмечает, что, к сожалению, доклады федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития, Минтруда, Минвостокразвития, Росстат) были посвящены сугубо частным вопросам – реализации отдельных решений по предоставлению мер финансовой поддержки, и почти не касались стратегической проблемы, поставленной в тематике заседания. По словам Ольги Глезер, в выступлениях членов комитета Совета Федерации указывались фундаментальные проблемы, в первую очередь – долгосрочная тенденция сжатия системы расселениям и централизация принятия решений и финансовых потоков в государственном секторе, а также подчеркивалась необходимость предоставления регионам «бюджета развития» и повышения роли и самостоятельности муниципальных органов. «В то же время акцент большинством выступающих был сделан на мерах прямого государственного финансирования, в первую очередь развития производственного сектора, и недостаточное внимание было уделено поддержке горизонтальных связей и инициатив «снизу», саморазвитию и самоорганизации локальных сообществ, – отметила Ольга Глезер. – Это обстоятельство подчеркивает необходимость усиления научной экспертизы обсуждаемых решений и политик в области пространственного развития».
Эта позиция нашла отражение в итогах заседания: председатель Комитета Совета Федерации О.В. Мельниченко предложил весной 2021 года провести научно-практическую конференцию по реализации Стратегии пространственного развития с привлечением специалистов Российской академии наук и ведущих российских университетов.
Развернутая позиция экспертов Института географии РАН по соответствующим вопросам отражена в публикациях:
•Антонов Е. В. Динамика занятости и состояния рынков труда регионов России в 2010-2017 гг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. — 2019. — Т. 64, № 4. — С. 559–574. https://doi.org/10.21638/spbu07.2019.404
•Антонов Е. В. Развитие и современное состояние рынков труда городов в России // Население и экономика. — 2019. — № 1. — С. 76–94. https://doi.org/10.3897/popecon.3.e34768
•Антонов Е. В. Рынки труда городских агломераций в России // Региональные исследования. — 2020. — Т. 2, № 68. — С. 88–100. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-2-7
•Kurichev N.K., Kuricheva E.K. Interregional Migration, the Housing Market, and a Spatial Shift in the Metro Area: Interrelationships in the Case Study of Moscow // Regional science policy and practice. 2020. Vol. 12, No 4, pp. 689-703. https://doi.org/10.1111/rsp3.12252
•Куричев Н.К., Куричева Е.К. Взаимосвязь жилищного строительства в Московской агломерации и миграция в столичный регион // Известия РАН. Сер. Геогр. 2018, № 1, с. 5-20. https://doi.org/10.7868/S2587556618010010
•Нефедова Т. Г. Контрасты социально-экономического пространства в Центре России и их эволюция: два разреза-профиля // Региональные исследования. — 2020. — Т. 2, № 68. — С. 18–38. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-2-2
•Нефедова Т.Г., Глезер О.Б. Трансформация социально-географического пространства России // Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке / Ред. В.М. Котляков, А.Н. Швецов, О.Б. Глезер. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – С. 214–251.